Стратегия развития малого бизнеса


Стратегия развития малого бизнеса

 

Открывая свой бизнес, предприниматель всегда задумывается о том, чего он хочет от него впоследствии получить. И цель открытия – это прибыль, но каким образом ее обеспечить? Грамотно составленный бизнес-план оказывает существенную помощь в достижении целей, но он охватывает лишь финансовую и организационную часть открытия и развития бизнеса. А этого оказывается недостаточно, когда встает вопрос «Как действовать?». В этом случае приходит на помощь составленная предпринимателем стратегия развития малого бизнеса.

Для начала давайте определим, что собой представляет такая стратегия. Финансисты говорят, что стратегия развития бизнеса – это основные действия организации, призванные привести ее к достижению целей. Проще говоря, стратегия – это план действий, которым предприятию необходимо следовать.

Выделяют четыре базовых стратегии:

  • Стратегия концентрированного роста;
  • Стратегия роста;
  • Стратегия сокращения;
  • Комбинированная стратегия.

Подробно останавливаться на этих видах не имеет смысла, так как несмотря на всю финансовую обоснованность и научность, такие стратегии развития не подходят для малого бизнеса ввиду его особенностей:

  • Небольшой объем выпускаемой продукции;
  • Условия ограниченного ресурсопотребления;
  • Высокая конкуренция;
  • Отсутствие тотального контроля соблюдения принятых планов;
  • Бизнес ведется скорее не интуитивном уровне, а не с помощью научных методов и формальностей.

Такие особенности не означают, что для малого бизнеса невозможно составить стратегию развития, более того, при ее составлении, мы опираемся на базовые стратегии, подстраивая под себя некоторые моменты.

Так как в малом бизнесе стратегию развития составляет сам бизнесмен, для начала необходимо определить основное направление, в котором компания планирует развиваться. А также здраво оценить собственные возможности и будущие перспективы расширения бизнеса. После чего, на основе известных базовых стратегий, можно выбрать подходящую из представленных в данной статье.

 

1. Направления открытия и развития бизнеса

1.1. Выбор оптимального размера бизнеса.

Малому бизнесу недоступны высокие мощности и большой объем производства, поэтому необходимо еще на начальном этапе строго определить оптимальный размер выпускаемой продукции, который не принесет фирме убытка. В данном случае, это полезно при сотрудничестве с крупными компаниями, так как им невыгодно заниматься выпуском небольших объемов, а проще купить их на стороне. То есть основными клиентами при выборе такой стратегии развития станут крупные фирмы, а основной продукцией: уникальные заказы, нестандартные детали или мелкосерийное оборудование.

 

1.2. Представительство крупных фирм.

При выборе такой стратегии малый бизнес берет на себя обязанность распространять продукт, выпускаемый крупной фирмой, с которой он заключает договор о сотрудничестве. При этом в обязанности малого бизнеса входит не только перепродажа товара, но и его реклама, продвижение, а также сервисное обслуживание (при необходимости).

 

1.3. Копирование.

Начинающий предприниматель осваивает и выпускает продукцию, которую уже производит крупная компания либо в виде покупки лицензии на выпуск данной продукции, либо изготавливая подделку с похожими характеристиками, но меньшей стоимостью. Такой подход значительно сокращает затраты на разработку идеи товара, его научно-техническое обоснование и рекламу.

Можно также комбинировать стратегии развития, подстраивая их под конкретный вид деятельности и условия ведения бизнеса. В любом случае, зачастую малый бизнес берет пример развития с крупных фирм, подстраиваясь под них и повторяя за ними.

 

2. Стратегии развития малого бизнеса

Существуют стратегии развития, помогающие малому бизнесу развиться до среднего, которым необходимо следовать в совокупности с выбранными направлениями бизнеса.

Если вы собираетесь расширять свою деятельность, придерживайтесь следующих основных стратегий развития:

Стратегии развития малого бизнеса

 

  1. Поощрение клиентов. Проводите программы и акции для поощрения постоянных клиентов без снижения цены и увеличения расходов;
  2. Уникальность бизнеса. Старайтесь узкоспециализировать свой бизнес;
  3. Реклама. Распределяйте ресурсы таким образом, что значительная их часть оставалась для привлечения клиентов;
  4. Создание брэнда продукта. Формируйте мнения клиентов о высоком качестве продукции с помощью СМИ;
  5. Обучение. Постоянно развивайтесь как предприниматель, увеличивая свои знания и улучшая умения.

 

2.1. Поощрение клиентов

Теперь давайте разберем эти моменты подробно.

В первую очередь, помните, что, применяя скидки или уменьшая цену на товар, вы не добьетесь популярности и не получите высокой прибыли. Малый бизнес работает в сфере совершенной конкуренции, что говорит о том, что снижение цены не отобьет клиентов у ваших конкурентов, зато принесет убытки вам. Дело в том, что продавец с более низкой ценой просто быстрее продаст свой товар, а остальная продукция уйдет к другим покупателям с прилавков конкурентов. К тому же, всегда может появиться кто-то, готовый продать такой товар еще дешевле. Здесь же играет роль и психологический момент – люди воспринимают более дешевый товар как некачественный и готовы вообще отказаться от него в пользу более дорогой продукции. Поэтому не стоит целенаправленно снижать цену во вред себе. Стоит задуматься о применении других акций, которые могли бы удержать или привлечь клиентов:

  • Следите за тем, чтобы качество вашей продукции всегда было на высшем уровне;
  • Старайтесь придать своему продукту огласку, делая из него некий локальный бренд или марку;
  • Завлекайте клиентов обстановкой, обслуживанием, дружелюбным отношением.

В совокупности такой порядок даст ожидаемый результат.

 

2.2. Уникальность бизнеса

Теперь о специализации. Много – не значит хорошо. Не пытайтесь угодить всем и сразу, выпуская разнообразную продукцию. Разумеется, широкий ассортимент является неоспоримым преимуществом, но он  также может стать причиной остатков товара, которые залежались на полках и уже потеряли свой товарный вид. Такое поведение приносит лишь убытки. Лучше быть последовательным, начните с малого, постепенно расширяясь в данной сфере, основываясь на возможностях вашего бизнеса.

 

2.3. Реклама (создание брэнда)

Далее – реклама. Без нее в малом бизнесе никуда. Легко ли вас найти? Можно ли до вас дозвониться? Назначают ли свидания рядом со стендом, на котором наклеена ваша реклама?

Используйте все возможности современных технологий. Заведите свой сайт в интернете, собственную страничку в соц. сети. Помните, что они являются вашей визитной карточкой, поэтому грамотно описывайте свой товар, добавляйте интересные новости, придумайте свой логотип и продумайте визуализацию сайта, чтобы клиентам было приятно заходить на ваш портал.

 

2.4. Создание брэнда

С помощью же рекламы и интернета формируйте мнения ваших клиентов.  Определите свою целевую аудиторию и от этой информации отталкивайтесь, составляя предложение своего товара. Старайтесь излагаться доступным языком, просвещайте аудиторию о полезности своего продукта, о его качестве. Не забывайте уверить их в безопасности покупки и достоверности ваших слов, для чего можно применить статистику, различную аналитику и маркетинговые инструменты. Помните, люди любят цифры. Постепенно создавайте свой собственный брэнд, уделите этому особое внимание и тогда люди станут узнавать вас.

 

2.5. Обучение

Развивайтесь вместе со своим бизнесом. Не забывайте о себе, вы должны предстать перед потенциальными клиентами в лучшем свете, вам должны доверять и вас должны любить. Бизнесмен – тот же депутат, только в экономике.

Вы можете не все знать, но всегда быть готовы учиться. Читайте книги и статьи о бизнесе, будьте в курсе технологического прогресса, учитесь у лидеров и конкурентов.

Также развивайте в себе управленческие и организационные качества, ваш малый бизнес должен стать вашим отражением. В наше время много возможностей для открытия малого бизнеса, необходимо лишь грамотно ими воспользоваться.

 

3. Выводы

 Правильный выбор стратегии развития малого бизнеса, составление бизнес-плана и соблюдения несложных правил ведения дела приведут к успеху начинающего предпринимателя. Не сомневайтесь в себе действуйте последовательно придерживайтесь выбранной стратегии и у вас все получится!


Наверх