Как составить бизнес-план самому


Как составить бизнес-план самому

 

Большинство бизнес экспертов сходятся во мнении, что проект стартапа обязательно должен быть составлен автором идеи и будущим руководителем компании. Вопреки расхожему мнению, планирование бизнеса - не настолько сложный процесс, и требует только логического мышления и понимания базовых принципов экономики. Общепринятая форма оформления, конечно, есть. Но перед тем, как составить бизнес-план самому, стоит определиться с целью его составления. Если он нужен просто для того, чтобы выстроить план собственных действий и упорядочить информацию, то описательные блоки можно упустить. Но если читателем плана будет инвестор или кредитный эксперт банка, то емким и содержательным описаниям стоит уделить особое внимание, поскольку именно они создают столь важное первое впечатление.

 

Как составить бизнес-план самому?

Еще до заполнения модулей бизнес-плана, нужно детально проанализировать все аспекты будущей деятельности. Соберите всю доступную в открытом доступе информацию, а также изучите нормативно-правовые акты, регламентирующие конкретный вид деятельности. Полезную информацию можно найти на официальных сайтах конкурентов, государственных ресурсах статистики и порталах профильных ведомств и управлений.

Изучите ценовые и неценовые предложения конкурентов, а также ситуацию на рынке труда в вашем регионе. Соберите детальную информацию о стоимости необходимых вам основных и оборотных средств. Для этой цели хорошо подойдут сайты коммерческих закупок. Просто просмотрите предложения, которые поступали от поставщиков по схожим запросам. А если таких нет, не постесняйтесь попросить коммерческие предложения у реализаторов. Конечная цена, в зависимости от количества единиц и выбранной позиции, может быть намного меньше рыночной.

От того, как составить бизнес-план для малого бизнеса, напрямую зависит его успешное функционирование на первых этапах и дальнейшее развитие. Поэтому не стоит пренебрегать никакой информацией. Используйте доступную статистику, обзоры, стороннюю аналитику и даже отзывы. Ведь чем больше данных у вас будет, тем легче вам будет заполнять модули плана актуальной и достоверной информацией.

 

Структура

В традиционном виде, бизнес-план состоит из 9 модулей, по каждому аспекту предпринимательской деятельности. Обычно, выше них структурно расположено краткое резюме идеи, включающее в себя описание целевого рынка, уровня конкуренции и планируемого уровня прибыльности и рентабельности. Несмотря на свое расположение, оформлять ее имеет смысл только после заполнения «тела» бизнес-плана, в качестве информационной выжимки для инвестора. Как уже говорилось ранее, заполнение этой части в бизнес-плане, который не имеет потребности в финансировании, опционально.

Далее идут основные информационные блоки плана, которые призваны структурировать имеющиеся данные:

 

  1. Цели и задачи.

Если у вас есть идея, и вы уже задались вопросом: «Как составить бизнес- план самому?», с высокой долей вероятности, это значит, что вашей целью является получение прибыли. Но здесь речь идет о более специфичных целях (объемах продаж, доле рынка и т.д). В этом пункте необходимо детально разложить свою идею по принципу SWOT-анализа, трезво оценив ее сильные и слабые стороны.

 

  1. Продукт (услуга).

Оцените ваше предложение с точки зрения его уникальности и конкурентных преимуществ. В этом пункте не стоит углубляться в вопросы технической оснащенности, кадрах и материалах, необходимых для производства, для этого ниже будут отведены полноценные модули.

 

  1. Анализ рынка.

Речь идет не только о анализе уровня конкуренции и определения целевой аудитории покупателей, но и о полноценном статистическом анализе объемов рынка и динамики его развития. Определите временные периоды пикового спроса. Для этой цели хорошо подойдет агрегатор поисковых запросов – Google Trends.

 

  1. Маркетинг.

Опишите планируемые каналы сбыта продукта/услуги с учетом специфики рынка. 1-2 маркетинговых канала – это очень плохо, стремитесь к максимальному уровню диверсификации. Очень важно иметь конкретную ценовую политику и комплекс методов стимуляции продаж.

 

  1. План производства.

 Систематизируйте ваши планы по расположению и оборудованию административных и производственных помещений, поставщиках, и логистических механизмах. Очень полезно смоделировать весь процесс от начала до конца. Так вы сможете найти некоторые изъяны и пути совершенствования вашего плана.

 

  1. Управленческий персонал. 

Если у вас уже есть команда, просто зафиксируйте навыки, которыми ее члены обладают. Эта информация пригодится при распределении обязанностей и организации работы компании в новых направлениях. А если команды у вас нет, сформулируйте требования к знаниям и навыкам, требуемым для работы на каждой административной позиции.

 

  1. Источники и объемы финансирования. 

Пункт актуален только в тех случаях, когда у вас есть потребность в первоначальном капитале. Укажите недостающую сумму и потенциальных инвесторов/кредиторов. Если вы уже получили определённые инвестиции от одного или нескольких источников, обязательно укажите их наименования и удельный вес их средств в общей смете.

 

  1. Риски. 

Хорошо подумайте, какие внешние факторы могут помешать реализации вашей идеи (политические, коммерческие, социальные и т.д.). Не будьте слишком самоуверенны, риски есть всегда, и лучше их определить именно на этапе планирования.

 

  1. Финансовый план.

 Самая сложная часть плана. Здесь вам нужно будет спрогнозировать объем доходов, расходов, прибыли и целый комплекс относительных показателей. Если вы не обладаете определенными навыками, стоит обратиться за помощью к специалисту, для большей точности результатов. В этом же пункте стоит оформить так называемую смету затрат до получения первых доходов.

После оформления бизнес-плана, стоит его еще раз проанализировать написанное, а лучше обратиться за сторонним мнением. Порой, полученные рекомендации позволяют решить большинство проблемных моментов плана.

 


Наверх