Как правильно составить бизнес-план


Как правильно составить бизнес-план

   

Последнее время стало модно открывать свой бизнес. Зарплаты небольшие, а в некоторых маленьких городках вообще негде работать – заводы закрыли, людей сократили, а жить на что-то надо. Тем более, когда вокруг все за деньги и ради денег. В такой ситуации собственный бизнес станет даже своего рода спасением. И вот человек загорелся идеей (наример открытие автомойки), взвесил все «за» и «против», а что дальше?

Дальше молодые бизнесмены обычно начинают искать деньги на покупку необходимого оборудования и раскрутку, пропуская при этом очень важный этап составления бизнес-плана, считая его не более чем формальностью.

В действительности же пренебрегать составлением бизнес-плана ни в коем случае нельзя, так как открытие и ведение успешного бизнеса без него невозможно. В сущности, это ваш первый шаг к реализации вашей бизнес идеи.

Начать нужно с того, что из себя представляет бизнес-план и как его написать. В интернете вы найдете много различных описаний данного термина, как понятных простому смертному, так и сложных в понимании. Но в итоге все сводится к одному – бизнес-план – это документ для инвесторов, который нужен бизнесмену для получения грантов, кредитов и инвестиций для развития будущего бизнеса.

Это понятие отражает лишь одну сторону написания бизнес-плана. В действительности же такой документ нужен не только инвесторам, но и будущим предпринимателям. Поэтому стоит отнестись к этому моменту серьезно и не пускать дело на самотек.

 

Цели составления бизнес-плана

Написание бизнес-плана можно представить как написание диплома или, в крайнем случае, курсовой. В любом случае, подходить к этому делу необходимо серьезно, тщательно собирая информацию и анализируя ее.

 

Бизнес-план может быть двух видов:

  • Для внешнего пользователя;
  • Для внутреннего пользователя.

 

Один вид не исключает второй и может быть составлен общий документ, но лучше этого избежать, потрудиться и составить два проекта. Дело обстоит так, что бизнес-план для внешнего пользователя предназначен для получения кредитов и инвестиций, а это означает, что вы должны активно оперировать цифрами и уверено подавать информацию. Ваш проект должен обладать следующими характеристиками:

 

  • Простота изложения, которая заключается в логичности и оправданности каждого действия. Вы должны хорошо владеть информацией, содержащейся в бизнес-плане, так как вам могут быть заданы некоторые вопросы, от ответов на которые будет зависеть будущее решение;
  • Не стоит использовать негативные слова. Вообще в написании бизнес-плана все должно быть позитивно и гладко, а термин «риски» ставить подальше от цифр. Но при этом даже на бумаге не ставьте себе невыполнимых задач, все должно быть реально;
  • Уверенность в успешности вашего дела. Даже если вас гложут какие-то сомнения, ни в коем случае не показывайте этого, говорите о своем бизнесе как о чем-то очевидном, приведите положительную статистику на примере другого предприятия. Важно, чтобы вы сами верили в свой успех.

Соблюдая эти правила, вы можете добиться успехов в привлечении инвесторов, а соответственно и инвестиций для вашего будущего бизнеса.

Составляя бизнес-план для внутреннего пользователя, то есть для себя, вы должны быть максимально честны, ни в коем случае не нужно приукрашать свои возможности. Здесь вы должны стараться экономить деньги, чего нельзя делать в предыдущем варианте, а также учитывать все возможные риски.

По этим причинам для начала вам необходимо определиться с целью написания вашего бизнес-плана, четко понимать, для чего он вам нужен, после чего переходить к его составлению.

 

Структура бизнес-плана

Как было сказано ранее, составление бизнес-плана похоже на написание диплома. Во-первых, писать надо много и вдумчиво, анализируя информацию и рассчитывая показатели. Во-вторых, большой объем информации. И, в-третьих, структура бизнес-плана чем-то напоминает диплом экономиста или финансиста. О дипломах физиков и математиков, разумеется, речи не идет.

 

Итак, структура бизнес-плана:

  • Титульный лист
  • Резюме
  • Аналитика
  • Маркетинговый план
  • Производственный план
  • Организационный план
  • Финансовый план
  • Приложения

 

Давайте поговорим о каждом разделе более подробно.

Все начинается с титульного листа – это первое, что видят ваши потенциальные инвесторы. Здесь вы должны указать;

  1. Название вашего проекта;
  2. Название фирмы и ее организационно правовая форма;
  3. Необходимый стартовый капитал;
  4. Авторство проекта;
  5. Место и год его создания.

 

Резюме. Оно составляется в самую последнюю очередь на основе всего того, что написано в бизнес-плане и представляет собой краткое описание собранной вами информации. Здесь вы должны кратко изложить саму идею проекта, сроки ее окупаемости, основные цели и задачи, а также главные показатели – рентабельность, предполагаемый товарооборот, объем производства и продаж, размер первоначальных капиталовложений, а также чистой прибыли.

 

Аналитика. Представляет собой анализ рынка, а если точнее – отрасли, в которой вы собираетесь развивать свой бизнес.

Для начала опишете эту отрасль, тенденцию развития в ней – все на основе конкретных математических показателей.

После чего изучите ваши конкурентов – оцените их недостатки и преимущества. Здесь же опишите вашу целевую аудиторию – для кого вы собираетесь производить ваш товар, кто будет его главным потребителем.

Проанализируйте возможные риски, с которыми вы можете столкнуться в данной отрасли, а также пути их устранения. Здесь же можно спрогнозировать различные изменения в данном сегменте, будущую доходность проекта и т.д.

 

Маркетинговый план – это способы продвижения вашего бизнеса. Сюда входит различное воздействие на спрос:

Ценовая политика – сокращая затраты вы уменьшаете цену на ваш продукт;

Реклама – примеры рекламных акций, презентации продукта, а также размещение реклам в СМИ;

Качество продукции – из качественного сырья получается более качественная продукция, использование новейшего оборудования, строгий контроль качества готовой продукции.

Сложно сочетать все три критерия воздействия на спрос продукции, так как зачастую одно исключает другое, поэтому такому планированию нужно уделить внимание, правильно расставив приоритеты.

 

Производственный план. Здесь вы описываете сам процесс производства – что из чего собирается, готовится, штампуется. Также в данный план вносятся сведения о помещении, техническом оборудовании и описание всей цепочки создания вашей продукции. Для каждого вида деятельности этот пункт бизнес-плана уникален.

 

Организационный план. Этот раздел включает в себя различные нормативно-правовые акты, регулирующие вашу деятельность, различные сертификаты о качестве продукции и лицензии на право ведения вами деятельности.

Кроме того, описывается руководствующий состав, обязанности всех работников, распределяется ответственность, система подчинения и зарплата работников.

 

Финансовый план. Самая важная и сложная часть составления бизнес-плана. От точности ее расчетов зависит мнение инвесторов, поэтому если вы плохо представляете, как рассчитываются те или иные финансовые показатели, лучше обратитесь к профессионалам. Если же вы все-таки решили составить этот пункт проекта самостоятельно, ваш финансовый план должен включать следующие подпункты:

  1. Перечень активов и пассивов предприятия;
  2. Расходы на ведение деятельности;
  3. Отчет о движении денежных средств;
  4. Отчет о прибылях и убытках;
  5. Анализ точки безубыточности;
  6. Расчет рентабельности.

 

Последним пунктом бизнес-плана являются приложения. Сюда входят все схемы, графики, расчеты и другие материалы, которые использовались вами при составлении проекта.

В интернете можно скачать много готовых бизнес-планов для различных видов деятельности, но лучше использовать их лишь в качестве примера для составления собственного проекта, так как все значения указаны там в усредненном значении, далеком до реальных показателей. Помните, что вы составляете свой бизнес-план для себя, поэтому отнеситесь к нему серьезно и ответственно.


Наверх