
Из статьи вы узнаете:
- Основные показатели бизнес-плана
- Описание цветочной отрасли и создаваемой компании
- Товары и услуги, предоставляемые цветочным магазином
- Продажи и реклама в цветочном магазине
- Этапы создания и статьи расходов
- Сводная часть финансового плана цветочного магазина
- Риски создания цветочного магазина
- Заключение
- Видео - интервью от создателя собственного цветочного бизнеса
1. Резюме проекта, основные показатели бизнес-плана
Итак, составим бизнес-план цветочного магазина. Целью данного проекта является прибыль за счёт продаж и услуг в сфере флористического дизайна. Основная деятельность: составление и продажа букетов из живых цветов.
Сопутствующие услуги:
- продажа срезанных цветов;
- продажа горшечных растений;
- оформление цветочными гирляндами и композициями торжественных мероприятий;
- продажа сувениров, ваз, декоративных аксессуаров для интерьера.
Предполагаемые клиенты: люди от 20 до 50 лет со средним уровнем дохода. Активное ядро целевой аудитории: молодёжь 25-35 лет.
Цветочный бизнес связан с приятными эмоциями. Но, занимаясь им вплотную, важно понимать его достоинства и недостатки.
К плюсам относятся:
- небольшой стартовый капитал;
- высокая рентабельность (от 20%);
- высокая вероятность дальнейшего увеличения прибыли.
Отмечаются недостатки:
- товар, быстро приходящий в негодность;
- сезонный фактор;
- прямая зависимость от зарубежных поставщиков, курса рубля, государственных пошлин и сборов.
По оценкам аналитиков, открытие с нуля цветочного салона в городе с населением 1 млн человек потребует первоначального капитала от 400 тысяч рублей. Остальные показатели подробнее отражены ниже.
Безубыточность
Начиная со 2-го месяца
Полная окупаемость
6 месяцев
Прибыль (в месяц)
120 тыс. руб.
2. Описание цветочной отрасли и создаваемой компании
Составляя перед открытием бизнес-план цветочного предприятия, следует вникнуть в тенденции рынка и прогнозы экспертов. Объём флористической отрасли в России имеет устойчивую тенденцию к росту, хотя, по среднесрочным прогнозам, ожидается незначительное снижение рентабельности.
Страна является крупнейшей в мире по потреблению цветов. Если в 2015 году отмечался объём национального рынка цветов в 1,77 млрд штук, то к 2019 году прогнозируется рост до 2,16 млрд штук. Цена одного срезанного экземпляра непрерывно растёт.
Эти статистические факты дают основания полагать, что отрасль динамично развивается. Таким образом, малый бизнес в этой отрасли считается перспективным и рекомендуется экспертами рынка.
Учитывая сезонный характер спроса, выделяют пиковые точки продаж: 8 марта, 1 сентября, 14 февраля, когда продавцы за 1 день делают среднемесячную выручку. В остальное время требуются дополнительные маркетинговые усилия, чтобы поддерживать оборот. Впрочем, деятельность владельцев цветочных салонов уже приносит плоды: в последнее время отмечается рост покупок вне пиковых дат, так как покупатель привыкает приобретать букеты без привязки к праздничным датам. Теперь они преподносятся просто как знак внимания, а также в качестве стильного декора интерьера.
Конкуренция в этой среде довольно высока. Если говорить о крупных игроках рынка, то ни одному не принадлежит доля больше
10%.
3. Товары и услуги, предоставляемые цветочным магазином
Важная часть плана открытия с нуля — подбор цветочного ассортимента.
Рекомендуются к закупке следующие виды цветущих растений:
- розы;
- гвоздики;
- хризантемы;
- тюльпаны;
- герберы;
- пионы;
- ирисы;
- орхидеи.
Самым востребованным цветком в России является роза (60% покупателей приходят за классическими букетами из роз). В 2017 году хитом продаж стали разноцветные розы. Подобные нюансы важно заносить в ежемесячный план. Традиционные цветы должны быть представлены каждый день в достаточном количестве, а экзотические — в нескольких экземплярах. Наценка на них в салонах обычно составляет 200-300 %.
Большинство цветов попадают на российские прилавки из Кении, Турции и Эквадора. В то же время активно развивается отечественный рынок цветов. Нидерланды, некогда лидировавшие по продажам, теперь в аутсайдерах в связи с ограничениями, наложенными Россельхознадзором.
Необходимыми для работы салона расходниками являются:
- упаковочные материалы;
- корзины для цветов;
- аксессуары — стразы, ленты, спреи с блёстками, освежающие спреи.
Кроме основных услуг флористического салона (продажи цветов и композиций), необходимо развивать побочные услуги. Именно они обеспечивают стабильность бизнеса вне сезона высоких продаж.
К дополнительным услугам относят:
- дизайн помещений для свадеб и других торжественных мероприятий;
- проведение выставок, семинаров, мастер-классов, дней открытых дверей для флористов и покупателей.
В качестве отдельного направления может быть развита онлайн-продажа и доставка композиций, так как популярность покупок в Интернете постоянно растёт.
4. Продажи и реклама в цветочном магазине
С чего начать цветочный бизнес? Если помещение уже готово, основной персонал подобран и открытие магазина ожидается через несколько недель, нужно заняться привлечением потенциальных клиентов. Эту деятельность можно доверить фирме на аутсорсе, нанять специального сотрудника или, в случае минимального бюджета, действовать самостоятельно.
- Заняться брендированием (уникальный запоминающийся бренд, логотип, фирменная символика — важнейшие составляющие успеха и выигрышных позиций на фоне конкурентов).
- Использовать местные каналы рекламы — ТВ, радио, печатные издания, наружную рекламу (на биллбордах, остановках общественного транспорта, в самом транспорте, в лифтах соседних домов и т. д.
- Разработать сайт или создать группы в соцсетях и привлекать подписчиков, заинтересовывая их полезной информацией о цветах и конкретных акциях в новом магазине.
- Заказать контекстную рекламу в соцсетях, обратиться к услугам блогеров. Учитывая, что основная категория клиентов — молодые парни и девушки, рекомендуется делать акцент именно на рекламе в Интернете.
- Раздавать промо-продукцию и листовки в районе, где откроется магазин.
Подготовить дисконтные карты, сертификаты, прочую фирменную продукцию.
Заказать вывески и штендеры, чтобы заинтересовывать прохожих — потенциальных клиентов.
5. Этапы создания и статьи расходов
Планомерные грамотные действия — ключ к успеху бизнеса. План открытия с нуля должен предусматривать все необходимые расходы.
5.1 Регистрация
В качестве правовой формы лучше избрать ИП или ООО. Удобная система налогообложения — упрощённая (УСН 15%). Необходимо открытие расчётного счёта, чтобы у клиентов была возможность оплаты по банковским картам.
5.2 Необходимые документы
После регистрации в налоговой инспекции и Роспотребнадзоре составляется программа санитарного контроля, заключаются договора на дезинфекцию помещения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также на вывоз отходов. Товары должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, а помещение — нормативам пожарной безопасности.
5.3 Подбор персонала
Цветочный магазин как бизнес относится к сфере услуг, поэтому подбор персонала стратегически важен. В штатное расписание обычно входят:
- директор;
- флорист, он же продавец;
- курьер, он же водитель.
В зависимости от масштаба бизнеса может потребоваться 2 флориста и 2 курьера. В качестве необходимых навыков должны быть коммуникативные способности, оптимизм, дисциплинированность, исключительная честность. Профессиональные требования к флористу заключаются в наличии образования, опыта работы, креативного начала.
5.4 Выбор места
Внимательно изучив рынок недвижимости, нужно выбрать подходящее помещение в аренду: отдельно стоящее здание или площадь на первом этаже здания. Вход должен быть обращён к пешеходной улице (если это невозможно, рекомендуется оформить здание дополнительной заметной вывеской, а также выставлять штендер на тротуар).
Подготовка помещения заключается в проведении ремонта по уникальному дизайн-проекту, расстановке мебели и оборудования.
5.5 Поиск и подбор поставщиков
Надёжных добросовестных партнёров нужно подобрать ещё до открытия, изучив информацию о них в Интернете. Стоит обращать внимание не только на данные из официальных источников, но и из профессиональных форумов флористов. Данный этап очень важен для успешного ведения бизнеса.
6. Сводная часть финансового плана цветочного магазина
Бизнес-план цветочного магазина с расчетами включает в себя прогнозы на расходы и доходы будущего магазина. Инвестиции (400 тысяч рублей) должны распределяться таким образом.
- Косметический ремонт помещения - 100 тыс. руб.
- Дизайн интерьера и его декор - 50 тыс. руб.
- Оформление входной группы и фасада - 60 тыс. руб.
- Холодильники - 100 тыс. руб.
- Мебель - 60 тыс. руб.
- Первая рекламная кампания - 30 тыс. руб.
Дальнейший ежемесячный план составляется с учётом сезонности. Когда спрос на основную продукцию падает, нужно закладывать чуть большие затраты на побочную деятельность. В списке отражён средний план издержек (кроме закупки продукции и расходных материалов).
- Аренда - 50 тыс. руб.
- Коммунальные платежи - 5 тыс. руб.
- Зарплатный фонд - 100 тыс. руб.
- Страховые взносы - 30 тыс. руб.
- Удалённая бухгалтерия - 5 тыс. руб.
- Рекламные издержки - 5 тыс. руб.
Итого: 195 000 руб.
Срок окупаемости проекта по плану должен составить 6 месяцев.
7. Риски создания цветочного магазина
Как открыть цветочный магазин с нуля? Бизнес-план должен учитывать в том числе и негативные факторы развития и планировать методы борьбы с ними.
- Сезонный характер продаж нужно нивелировать развитием дополнительных услуг, а также с помощью маркетинговых предложений.
- Риск порчи товара закладывается в наценку. Чтобы свести его к минимуму, нужно постоянно мониторить спрос.
- Риск получения бракованных партий цветов от поставщиков довольно высок, если не проводить тщательный отбор партнёров на первоначальном этапе.
8. Заключение
Пора подытожить советы, как открыть цветочный бизнес. Флористический салон, как и любой другой вид бизнеса, требует наличия предпринимательской жилки, здоровой доли авантюризма и, конечно, чёткого плана. При правильном подходе он сравнительно быстро начнёт приносить прибыль, а также будет дарить массу положительных эмоций владельцу. Важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно искать новые пути развития и фишки, которые помогут выделиться на фоне конкурентов.
9. Видео - интервью от создателя собственного цветочного бизнеса